Граффити — отпечатки Самары

Эш Амин и Найгель Трифт в эссе «Внятность повседневного города» говорят о трёх центральных метафорах нового урбанизма повседневности. Авторы помещают метафоры в традиции фланёрства, в ритманализе и в отпечатках города, к которым они относят урбанистические формы искусства, в том числе и граффити.

Граффити - отпечатки Самары

«Наконец, город прописан и в литературном смысле, посредством урбанистических форм искусства. К ним относятся не только выставки в галереях и других закрытых пространствах, но и открытые пространства, используемые для художественного выражения (концерты в парках, уличный рэп, фольклорные фестивали и парады), а также сама структура города в качестве материала (настенная живопись, граффити). Город и сам может рассказать о себе, выкрикивая свои истории. Примером могут служить городские граффити, выражающие особенно сильные чувства, возбуждаемые жизнью в определенных городах. Леонард Кригель писал в отношение Нью Йорка, что «распространение граффити как ни что другое может служить точным барометром упадка гражданственности”, «половозрелой плакатности” его политики (1993: 433-4). Менее снисходительные критики помещают граффити вместе с другими фольклорными формами искусства, выражающими культурное разнообразие города, многообразие его предприимчивых сил и соревновательную политику публичной сферы (Kirschenblatt-Gimblett 1996).

Как бы там ни было. Эта форма поименования тоже делает город узнаваемым. Как пишет Сьюзен Смит:
Чей это город?
Принадлежащие корпорациям здания определяют его очертания; потребительские товары прокладывают его улицы.
Безликие тысячи снуют по безымянным пространствам.
Откуда мы знаем, чье это место?
Взгляните на «смутные очертания коммуникации”.
Уличные знаки, мерки, отметки, значки, значения, движение…
Graffito — рисунок или надпись, нацарапанная на стене или на другой поверхности.
Что плохого в граффити?
Graffito — каракули или рисунки, зачастую неприличные, которые можно увидеть на общественных зданиях, уборных и т.п.
Что плохого в граффити?

Триша Роуз знает, что; она пишет в «Черном шуме”:
К серединне 70-х граффити начинает служить главным примером для описания степени городского упадка и обостряет уже существовавший страх потерять контроль над городским ландшафтом…

И это еще не все. Как замечают Дэвид Лэй и Роман Цыбривский в своей работе «Городские граффити как метки территории”: «Возникла область напряженности, расположенная как раз на поверхности стен… Эти диагностические показатели невидимой среды установок и социальных процессов,.. заключающих в себе гораздо больше, чем страхи, угрозы и предрассудки, выступают прелюдией и директивой к открытому действию…
Стены — это не просто таблоиды установок, они — манифесты действия…»

В Самаре граффити урбанистическая форма искусства, существующая преимущественно в центральных районах города. На «Безымянке» и «Металлурге», окраинных «рабочих» районах города граффити пока что встречается реже. Скорее это позволяет говорить о том, что новые практики урбанистического искусства скорее располагаются на территориях, тяготеющих к административному центру рода, к районам исторической застройки.

Самарское граффити условно можно разделить на три группы:

Первая, может рассматриваться как стремление проявить себя, заявить о себе как о персоне, путём рисования своего личного тэга.

Граффити - отпечатки Самары

Рисование тэгов связано с риском, очевидно, что это дополнительный бонус для автора, размещая свой автограф на видном месте, он ещё и демонстрирует своё бесстрашие.

Граффити - отпечатки Самары
Тема иронично отрефлексирована в одном из нарочито художественных граффити.

Граффити - отпечатки Самары

Очевидно, что профессиональные художники, а также любители осведомлены о том, что граффити есть форма современного искусства и сознательно работают в этом жанре. Например, работы художников граффитистов из группы ЧЖНС. Вот как говориться о них в каталоге «Актуальное искусство Самары», изданном при поддержке администрации Самары: «…почти все члены группы имеют художественное образование. Стрит-арт для них — сознательно выбранная форма автономии, позволяющая сохранить принадлежность к андеграунду… Работы ЧЖНС можно назвать галерейным стрит-артом, несущим отпечаток академических живописных традиций». Группа ЧЖНС принимала участие в выставках актуального искусства.

Граффити - отпечатки Самары

Отдельно следует отметить работы художника, известного как «Утро». Странные персонажи, размещенные на плоскостях стен, обнажают нелепость и пустоту жизни обывателей Самары. Автор работает в щадящей поверхности зданий технике, он не рисует, а наклеивает заранее распечатанные изображения.

Это мрачные младенцы, суровые мужчины, ракеты и космонавты, приятные и не очень…

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Явно вписано контекст улицы граффити, изображающее трёх персонажей, произрастающих из рта друг у друга, или заглатываемых  друг дружкой, первый из которых оседлал ракету. Оно находится около музея «Самара космическая», где установлена космическая ракета «Союз», которую производят в Самаре на заводе Прогресс.

Граффити - отпечатки Самары

Сами уличные художники именно граффити называют настоящим искусством, о чем и пишут.

Граффити - отпечатки Самары

Одна из любимых тем — одиночество.
Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Используется граффити для политических, социальных, экономических или моральных высказываний. Например, служи сынок как я служил… … А я на службу х.. ложил…

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары
В Самаре существует оригинальное «наивное» уличное искусство, родившееся в умирающем самарском дворе. Возможно, что оно возникло из желания сохранить двор как коллективное буферное пространство между агрессивной средой атомизированного города и личным пространством. Автор использовал неожиданную, но тем не менее естественную для самарского двора форму инсталляции. Здесь можно отыскать представление автора о городе, о ценностях, о мире, о счастье.

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары
Самара, как и прочие города в России населены в основном «нищими собственниками», людьми, получившими в собственность квартиру в результате приватизации нанимаемого государственного «социального» жилья. Практические нигде в мире нет многоквартирных домов, квартиры в которых находились бы в собственности разных лиц. Такая схема совместной жизни усилила форму существования в пространстве города «Я versus все остальные». Город, не приходя в сознание, скончался как коммунальная среда, что ещё больше упростило приватизацию ранее общественных пространств, они застраиваются культовыми, торговыми и офисными зданиями. Деньги, которые являются с точки зрения dr. Marx отчужденной мощью человечества, одна из базовых ценностей условного жителя Самары.

OdBuS-qNAgo

Граффити - отпечатки Самары

Думаю, что именно отчуждение горожан друг от друга вызывает потребность в манифестации себя как личности в рамках именно городской среды. Человек, особенно ещё не завершивший социализацию, устанавливает свои связи с атомизированным городом, оставляя свой след на стенах старинных особняков и агрессивных плоскостях многоэтажек и торговых центров.

Гедонизм выступает здесь как способ уменьшить мучительное чувство пустоты и отчуждения.

Граффити - отпечатки Самары

Попытки сопротивления наступлению пустого мира, скорее регистрируют бессилие, чем предлагают альтернативы.

Граффити - отпечатки Самары

Граффити - отпечатки Самары

Александр Лашманкин

Комментарии закрыты.