Наше всё

Самара, декабрь 2013 — январь 2014, галерея «Виктория», «Ничего подобного» выставка-участник 5-й Московской биеннале, куратор Владимир Логутов.

Организатор: Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Участники: Ivars Gravlejs, Александра Галкина, Группировка ЗИП (Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий Субботин, Степан Субботин, Константин Чекмарев), Алиса Йоффе, Петр Кирюша, Кирилл Макаров, Сергей Попов, Владимир Потапов, Сергей Прокофьев, Андрей Режет, Владимир Селезнев, Андрей Сяйлев, Давид Тер-Оганьян, Ирина Цыханская, Света Шуваева, Влад Юрашко.

Пространство галереи современного искусства — канал, по которому происходит коммуникация между куратором, художником и неопределенным кругом лиц. Подобранные куратором художественные произведения высказывания, составляющие выставку — текст.

Куратор — проводник по карте, в смысле Делёза и Гваттари, того, что видится нам как реальность, где он ставит знаки — художественные работы, которые в идеале должны становиться мемами. В этом смысле Бенкси, Хёрст, Pussy Riot на вершине пирамиды создателей отпечатков в сознании масс.

Коммуникация — вот полотно, на котором современное искусство творит свою реальность коллективного высказывания. Поскольку цель актуального искусства передать некое сообщение, которое содержит в себе чаще вопрос, чем ответ.

Чтобы правильно понимать место актуального искусства, нельзя забывать о том, что мир, в котором мы существуем сейчас, приводится в движение при помощи максимально обезличенного и как никогда могущественного капитала, сконцентрированного на биржах мировых финансово-экономических центров: Нью-Йорка, Чикаго, Лондона, Франкфурта, Гонконга, Шанхая, Парижа, которые одновременно есть центры мирового актуального искусства. Реализуя себя через экспансию, капитал нуждается в агентах, ведущих разведку новых территорий, пространств и полей. Роль такого агента, хочет оно того или нет, выполняет актуальное искусство. Но это не есть его вина, это его естественное состояние — проникать в новые пространства и исследовать их, а уж как и кто воспользуется его результатом, зависит не от него. Конечно, тут могут возникнуть обвинения в ангажированности, но они не уместны в тех случаях, когда художники сами пытаются рефлексировать над своей позицией относительно рынка вообще и рынка актуального искусства в частности.

Искусство не существует в безвоздушном пространстве или в некоей капсуле, оно всегда интегрировано в системную реальность, даже когда пытается противостоять ей. Негативная интеграция тоже интеграция, а трансгрессия, есть маргиналия — девиация, как раз для разведки новых путей, по которым пойдет мейнстрим.

После того как было объявлено и признано и никем кроме древних убожеств и чудовищ этого мира не оспаривается положение о праве человека на стремление счастью уже в этой жизни, вопрос о том, «куда» не актуален, актуален лишь вопрос каким путем, всё прочее можно записать на счёт блудного старца Федора Михайловича.

Поэтому правильно рассматривать выставку «Ничего подобного» как высказывание, существующее в контексте «пост», а точнее «де» индустриализации, периода развитого путинизма. Именно в этом смысле куратор выставки Владимир Логутов русский постмодернист эпохи деинустриализации, четко рефлексирующий над контекстом «де». Но он сам именно смотрит на мир, лежащий у его ног, с позиции «пост», поскольку его взгляд художника,  детальный и при этом стремящийся к беспристрастности, четко вписан в планетарный контекст актуального искусства.

Почему куратор? Кураторы указывают тропу по бытию в культуре. «Произведения, создаваемые ими (художниками), каким-то образом организуют скрытые возможности нашего времени. Они создают ситуацию первоначального неузнавания, невозможности обработать это искусство мгновенно, переварить, усвоить на автомате. Они заставляют нас взаимодействовать с ними интеллектуально, осмыслять наши позиции по отношению к ним и их функции. Новые формы взаимодействия призваны выстраивать альтернативные сценарии будущего. Это попытка выработать новые культурные коды посредством активизации зрительской позиции», объясняет сверхзадачу своего кураторского проекта сам Логутов.

Таким образом, можно создать представление о методе Владимира Логутова как куратора: слом существующего языка-стереотипа и затем внедрение на его место нового культурного кода. Очевидно одно — новый код, который составляют авторы, отобранные на выставку «Ничего подобного», является максимально открытым. Пространство для самостоятельной интерпретации в его пределах велико. Могу только предложить своё прочтение, не смотря на явную фрагментарность, получилось оно, как кажется, довольно цельным и актуальным. Процитирую…

Первая: «Открытий больше не будет», группировка «ЗИП»

Выставка "Ничего подобного"

Вторая: «Заграждение», Сергей Прокофьев

Выставка "Ничего подобного"

Александр ЛАШМАНКИН

Оставить комментарий

Можно использовать следующие HTML тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>